



РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
Известно, что хорошо развитые графомоторные навыки обеспечивают успешность дальнейшего обучения ребёнка. При этом работать над формированием графомоторных навыков необходимо до 9-ти лет, т.к. к именно этому возрасту окончательно формируется навык письма.
Чтобы графомоторные навыки у ребёнка были сформированы, с точки зрения современной нейропсихологии, должны быть выполнены следующие условия:
Сформированная по возрасту крупная моторика;
Сформированная по возрасту мелкая моторика;
Сформированная по возрасту произвольная регуляция поведения, концентрация, распределение и переключение внимания;
Сформированное по возрасту взаимодействие между правым и левым полушариями головного мозга.
Таким образом, от развития всех этих компонентов зависит уровень развития графомоторных навыков.
Родителям следует помнить, что существуют возрастные нормы развития мелкой моторики, которые способствуют формированию графомоторных навыков:
В возрасте 1-2 года у ребенка развивается умение удерживать несколько предметов в одной руке; держать карандаш и чертить им; переворачивать страницы книг; складывать пирамидки; строить башни из кубиков.
В возрасте 2-3 года развивается умение открывать и закрывать коробки, крышки; играть с песком, крупами, тестом и глиной; рисовать пальцами; правильно держать карандаш; копировать простые формы.
В возрасте 3-5 лет ребенок рисует цветными мелками, карандашами, красками; учится из бумаги делать простые оригами; лепит из пластилина объёмные фигуры; шнурует обувь; определяет предметы на ощупь.
Если вы видите, что ребёнку тяжело даются задания на мелкую моторику, если ребёнок плохо рисует, неправильно держит карандаш, грязно и неровно раскрашивает, в первую очередь необходимо заниматься развитием КРУПНОЙ моторики – это различные упражнения с большими мячиками, прыжки на одной и двух ногах, катание на велосипеде, массаж тактильными мячиками, пальчиковый массаж, сенсорные игры с крупами.
Параллельно с развитием крупной моторики мы постепенно вводим задания на развитие графических навыков у ребёнка.
Учитель-дефектолог Попова Н.И.